«Достоверность повествования Дмитрия Балашова зиждется на сочетании несомненно художественного таланта автора и пытливого ученого». В. Л. Янин

Почему мы сегодня говорим об этом человеке? Что он значит для нас, новгородцев?

Шестнадцать лет своей жизни Д. М. Балашов прожил в Новгороде. Он кавалер ордена «Знак Почета», лауреат премии имени Л. Н. Толстого, Большой литературной премии Союза писателей России. С 1997 года Дмитрий Михайлович – Почетный гражданин Великого Новгорода.

Именем писателя названа Центральная городская библиотека, при которой уже тринадцать лет работает Балашовский центр исторического чтения. На Никольской улице, на доме 21/29, где жил писатель, установлена мемориальная доска. 10 июня 2017 года был установлен памятник Балашову в Великом Новгороде, скульптор Гаев С. М. Летом 2018 года скверу, где находится памятник, присвоено название Балашовский.

Родился Д. Балашов 7 ноября 1927 года. Отец Дмитрия Михайловича – Михаил Михайлович Гипси, актер ТЮЗа, мать, Анна Николаевна, - художник-декоратор. Маленький Дмитрий много времени проводил в театре, за кулисами. Видимо, от матери Дмитрий унаследовал способности к рисованию. В 1936 г. он поступил в художественную студию при Дворце пионеров.

В доме была большая библиотека, Балашов с детства много читал. Обладая необыкновенной памятью, он знал наизусть всего «Бориса Годунова» Пушкина, любил Блока.

Подростком пережил блокаду, которая отняла у него отца, был в эвакуации в Кемеровской области.

По возвращении в Ленинград в 1950 году он заканчивает с отличием Театральный институт им. А. Островского. В те годы всех выпускников обязательно распределяли на работу, как правило, вне Ленинграда. Некоторые выпускники пускались на разные ухищрения, чтобы попасть на работу поближе к городу, но Дмитрий выбрал самый трудный вариант. Он стал преподавателем истории искусства в Вологодской культпросветшколе. Это были яркие и интересные два года его жизни, общение с учениками приносило ему большую радость. Но не сложились отношения с начальством, тяготила неустроенность быта.

Он снова возвращается в Ленинград. До конца 50-х годов Д. М. Балашов – аспирант института литературы Академии Наук СССР (Пушкинский дом), которым руководил знаменитый академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. Именно русский фольклор становится его основным научным интересом на долгие годы. Кандидатскую диссертацию он защитил на тему «Древняя эпическая баллада».

Научную деятельность Балашов продолжает в Петрозаводске, в Карельском филиале АН СССР (1961 – 1968 гг.). Он совершает многочисленные фольклорные экспедиции на Север, Урал, в Ростовскую область.

Результаты экспедиций – в его научных книгах: «Народные баллады» (1963), «История жанра русской баллады» (1966), «Русские свадебные песни Терского берега Белого моря» (1969), «Сказки Терского берега Белого моря» (1970), «Как собирать фольклор» (1971), «Русские народные баллады» (1983), «Русская свадьба» (1985).

Эти труды принесли Д. М. Балашову заслуженную известность, особенно как знатока северного русского фольклора, быта, культуры. В Карелии, в начале 60-х годов, Балашов проявляет себя как активный общественный деятель. Он выступает против уничтожения древних деревянных церквей Русского Севера. В печати появляются его статьи о традициях русской архитектуры, о народных промыслах. Дмитрий Михайлович – один из организаторов и активный член Всероссийского общества по охране памятников истории и культуры.

С 1968 года Д. М. Балашов посвятил себя литературной работе.

Доскональное изучение русского быта и русской истории побудило его обобщить свои знания, поделиться ими с окружающими.

Так появилось первое художественное произведение – повесть «Господин Великий Новгород» (1967 г.).

Дмитрий Михайлович поселился в карельской деревушке Чеболакше на Онеге, строит дом, заводит хозяйство. Весь накопленный опыт позднее проявится в судьбах его героев. Здесь он работает над следующей книгой – романом «Марфа-посадница» (1972 г.), который посвятил своей матери Анне Николаевне.

Затем началась работа над циклом «Государи московские», в который вошли романы: «Младший сын» (1975 г.), «Великий стол» (1979 г.), «Бремя власти» (1981 г.), «Симеон Гордый» (1983 г.), «Ветер времени» (1987 г.), «Отречение» (1988-1989 гг.), «Святая Русь» (1991-1997 гг.), «Похвала Сергию» (1991 г.), «Воля и власть» (1999 г.), «Юрий» (2000 г., неоконченный роман).

Цикл «Государи московские» внес заметный вклад в развитие русского исторического романа и был удостоен премии им. Льва Толстого за 1996 год.

В 1982 г. Дмитрий Михайлович участвовал в съемках фильма «Господин Великий Новгород» (реж. А. Салтыков), где сыграл роль художника.

В 1984 г. писатель переехал в Новгород и стал активным участником общественной и культурной жизни города. Его яркие выступления в прессе, на встречах с читателями запомнились многим новгородцам.

В 1988 г. на сцене Тверского драматического театра шел спектакль «Михаил Тверской» по роману «Великий стол».

В последние годы вышли его повести и романы «Деметрий из Херсонеса», «Бальтазар Косса».

Непримиримая гражданская позиция характеризует все творчество писателя, она заставляла его всегда быть в гуще жизни.

В 1991 г. Д. М. Балашов побывал в воюющем Приднестровье, в 1997 – в Сербии, выступал с лекциями в Германии, Италии, Монголии. Несколько раз путешествовал на паруснике «Седов», участвуя в походах вокруг Европы.

Тематика его статей обширна, Балашова интересовали социально-экономическое развитие страны, внутренняя и внешняя политика правительства, проблемы экологии, градостроительство, архитектура, история, культура и искусство…

17 июля 2000 года писатель трагически погиб в деревне Козынево, в собственном доме, построенном и украшенном своими руками.

Дмитрий Михайлович был многосторонней личностью. Ученый-фольклорист, исторический писатель, который со скрупулезной точностью воссоздал историческую атмосферу минувших времен. В архиве писателя оказалось большое количество стихотворений, писем, художественных работ (акварели и портреты, натюрморты, автопортрет).

Современное литературоведение по праву считает Д. М. Балашова «последним летописцем эпохи», продолжателем традиций великого русского писателя-историка Н.М. Карамзина.

Хронология жизни Дмитрия Михайловича Балашова

7 ноября 1927 года в Ленинграде родился Дмитрий Михайлович Балашов.

1930 или 1931 г. – поездка с родителями в Коктебель к Максимилиану Волошину, которого знал отец, Михаил Михайлович Гипси, актёр ленинградского ТЮЗа.

В 1936 г. вместе со своим другом Владиславом Башинским поступил в художественную студию К. А. Кордобовского при Дворце пионеров.

1941-1942 гг. - подростком пережил страшную зиму блокады. 5 января 1942 г. от голода умер отец.

В 1942-1944 гг. вместе с мамой и братом эвакуировался в Кемеровскую область.

Осенью 1944 г. возвратились из эвакуации в Ленинград. В октябре поступил на театроведческий факультет Театрального института им. А. Н. Островского.

Примерно в 1946 году мама, Анна Николаевна, сшила ему первую русскую рубаху.

1950 гг. заканчивает институт с отличием и получает направление в Вологодскую областную культпросветшколу, которая располагалась в г. Кириллове.

В апреле 1952 г. после удачной постановки с учащимися школы спектакля «Гроза» был уволен за «вольнодумство» и получил направление в Новгородскую областную культпросветшколу, которая находилась в Окуловке, преподавателем основ советского искусства и режиссуры.

В июне этого же года возвращается в Ленинград, где с сентября по февраль 1953 г. работает лаборантом в 194-й женской средней школе им. Некрасова

Апрель – октябрь 1953 г Балашов - разнорабочий в Московском парке Победы. А в апреле 1954 г. работает художником в производственно-технической конторе ЦПКиО им. Кирова.

С сентября 1954 по август 1955 г. руководит театральным кружком в Зеленогорском доме пионеров, в Ленинградской области.

1957-1960 гг. учится в аспирантуре Института русской литературы (Пушкинский дом) в Ленинграде.

1960 г. переезжает в Петрозаводск, где работает в должности младшего научного сотрудника в Академическом институте языка, литературы, исто¬рии. Как ученый совершает многочисленные фольклорные экспедиции на Север (Мурманская область, Вологодская область, Архангельская область), Урал, в Ростовскую область и Переяславль.

В 1962 году Балашову присваивают звание кандидата филологических наук. Год спустя выходит сборник «Народных баллад» со вступительной статьёй и под редакцией Дмитрия Михайловича.

1966 год – выходит книга очерков «История развития жанра русской баллады».

В 1967 году журнал «Молодая гвардия» издаёт первую повесть Балашова «Господин Великий Новгород».

По результатам нескольких экспедиций в 1969 году выходят «Русские свадебные песни Терского берега Белого моря», а через год - «Сказки Терского берега Белого моря». Примерно в это время Балашов переезжает в деревню Чеболакша, на берег Онежского озера.

В 1971 году выходит статья «Как собирать фольклор», которая до сих пор является методичкой для исследователей народной культуры.

В 1972 году написана монография «Переяславльская свадьба» и выходит первый роман «Марфа-посадница». Написан он был ещё в 1970-м, и его успела прочитать в рукописи мама Дмитрия Михайловича, Анна Николаевна. Ей Дмитрий Михайлович и посвятил роман.

В 1975 году у Балашова выходит первый роман из цикла «Государи московские» «Младший сын».

В 1976 году его принимают в Союз писателей СССР.

1979 год – следующий роман «Великий стол», спустя два года – «Бремя власти».

В 1982 году режиссёр Алексей Салтыков приглашает его сниматься в фильме «Господин Великий Новгород», где Балашов сыграл роль художника. Съёмки проходили в Новгороде.

1983 год ознаменовался выходом четвёртого романа цикла «Государей…» «Симеон Гордый» и книги «Русская народная баллада».

В 1984 году переезжает из Карелии сначала в Псковскую область под Печоры, а затем в Новгород. Покупает и отстраивает дом в деревне Козынево Новгородского района на берегу озера Ильмень.

В 1985 году заканчивает работу над книгой «Русская свадьба» по свадебному обряду с. Тотьма Вологодской области. Балашов гордился тем, что кроме описания самого обряда, текстов песен и причетов, в этой книге есть ноты, а самое главное – приложены пластинки с аудиозаписями.

В 1986 году увидел свет роман «Ветер времени», посвящённый другу и учителю – Льву Николаевичу Гумилёву.

1987 год - Балашову присвоено звание «Ветеран труда».

В 1988 году писатель получает почетное звание «Заслуженный работник культуры РСФСР». Участвует в Днях советской культуры в Монголии и в международной конференции к 1000-летию Крещения Руси в Италии и Ватикане.

Два года: 1988 и 1989 – пишет роман «Отречение», шестой из цикла «Государи московские».

В январе 1990 года целый месяц выступает с лекциями в Германии.

Весной 1992 года сбежал в воюющее Приднестровье. Вернувшись, пишет очерк «Приднестровский дневник», который выходит вместе со статьей генерала Лебедя «За державу обидно!».

В 1991 году в журнале «Север» выходит первая часть романа «Похвала Сергию», который не входит в цикл «Государей…».

С 1991 по 1997 год пишет и публикует в «Севере» роман-трилогию «Святая Русь».

В 1993-1995 годах заводит своё хозяйство (коровы, свиньи) в деревне Козынево.

1996 г. Присуждена литературная премия им. Л. Толстого. В июне участвовал в парусной регате Росток – Санкт-Петербург на паруснике «Седов». Ноябрь – декабрь - вторая поездка в Приднестровье. «Написан очерк «Слово о Приднестровье», который печатался только в новгородском писательском альманахе «Вече».

1997 г. Присвоено звание «Почетный гражданин Великого Новгорода». Присуждены: Первая международная премия святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Большая российская литературная премия за роман «Святая Русь». Участвовал в I Славянском Ходе «Мурманск – Черногория».

В 1999 году увидел свет восьмой роман из цикла «Государи московские» «Воля и власть». В этом же году Балашов заканчивает роман об Италии XV века «Бальтазар Косса».

В 2000 году начата работа над романом «Юрий», который остался незаконченным.

17 июля 2000 года писатель трагически погиб (был убит) в деревне Козынево в доме, построенном им самим.